Как школьники и педагоги видят климатические решения в обыденной жизни?
На конференции по итогам 19-й всероссийского конкурса школьных проектов «Энергия, ресурсы и среда обитания» 2023-2024 учебного года были представлены лучшие школьные проекты, показывающие, как снизить выбросы парниковых газов за счет эффективного и экономного использования ресурсов и энергии – в школе, дома, на даче или на ферме.
Авторы порадовали актуальными проектами по энергосбережению в жилых домах и экономии электричества за счет современного освещения.

Особенно интересными были новые темы творческих проектов – например, об экологичном использовании посуды в пекарнях (А. Галковская и В. Гармаш, С. Петербург) или о снижении выбросов парниковых газов за счет энергоэффективного приготовления каши в семье (Е. Чердаков, Н. Новгород).
С. Недоливко из г. Усолье Сибирское Иркутской области сделал проект о биокомпостировании органических отходов, что помогает снизить выбросы метана в атмосферу и при этом получить ценное органической удобрение.

Большинство конкурсных проектов, показанных на конференции, реализованы на практике и дали реальное уменьшение потребления энергии и ресурсов и снижение выбросов.

Юные участники конференции показали умение делать информационные продукты для распространения информации о климатическом кризисе и советов о простых климатических решениях: плакаты, рисунки, а также видеоролики и мультимедийные презентации.



Выступление педагогов на конференции стало своеобразным мастер-классом. Руководители школьных команд, которым удалось сделать комплексный климатический план школы, поделились своим опытом. Эта большая работа включает собственный аудит потребления ресурсов и энергии в школе, поиск причин энергопотерь и излишнего потребления ресурсов, обсуждение проблем и решений с администрацией школы, техническими специалистами и коллективом педагогов и учащихся, и затем пошаговое планирование действий.

На конференции авторы рассказывали об уже выполняющихся климатических планах (лицей № 15 города Саров, школа №8 поселка Новосмолинский Нижегородской области, Урицкий сельский клуб Ярославской области), которые уже дают практический эффект, и о недавно стартовавших планах (Умыганская школа Иркутской области). Часто отдельные проекты школьников по энерго- и ресурсосбережению (например, уменьшение использования пластика, раздельный сбор, замена освещения, выключение света в коридорах в неучебные часы школы) становятся важной частью климатического плана школы, администрация помогает из реализовать, и школа получает не только экономию ресурсов, но и финансовую выгоду.


На конференции были представлены и лучшие педагогический разработки конкурса - «Настольно-печатная игра «Семья Выключайки», занятие «Цифровизация, информационное пространство и информационный мусор через призму школьной программы ШПИРЭ», интерактивная игра «Экологические приключения котёнка Чистика», занятие по энергосбережению «Сохраним климат вместе», «Экологический календарь ожидания Нового ШПИРЭ-года», квест «Подарок к Международному дню энергосбережения».

Среди участников конференции были не только авторы конкурсных работ, но и те педагоги и школьники, которые только планируют начать свои проекты. Конференция дала им стартовую мотивацию и возможность познакомиться с успешным опытом.