ШПИРЭ в Москве и Центральном округе учит детей сохранять климат глобально и локально
Более 16 лет школы и детские сады Московского региона и Центрального федерального округа участвуют в программе ШПИРЭ. Одно из самых важных направлений этой программы: научить детей и их родителей жить так, чтобы вносить свой ежедневный вклад в сохранение климата.
Для этого программа ШПИРЭ предлагает два основных направления. Первое: обучить детей, школьников, семьи определенным мерам, с помощью которых можно постоянно снижать выбросы парниковых газов и негативное воздействие на природу, сокращать семейный и школьный экологический и углеродный след, беречь энергию и ресурсы, использовать альтернативную энергию.

Второе: обучить образовательные и воспитательные учреждения составить и развивать собственные климатические планы, проводить практические мероприятия для реализации этих климатических планов. Эти направления работы дают знания и навыки по созданию собственных энергоемких жилищ, снижению собственного влияния на климат.

Для получения знаний и формирования навыков по бережному отношению к климату весной были организованы, построены или закуплены школами и детскими садами еще 6 школьных климатических метеостанций. Теперь в регионе более 25 обучающих метеостанций и географических площадок. Учителя географии обучили школьников использовать их для мониторинга текущего изменения погоды. Одновременно школы продолжают составлять летописи локального климата своего региона по рассказам местных жителей и материалам библиотек. Школьники с большим интересом работают в этом направлении.
В мае-августе, на базе летних школьных лагерей учителя прошли обучение по адаптации климатических направлений программы ШПИРЭ для работы с гендерными группами и для учащихся Вальдорфских школ. Для этого активные учителя провели 2 дистанционных и три офлайн-мероприятия в 4 летних лагерях в Брянской, Ярославской и Московской областях. Были использованы собственные методические материалы, фотографии, выставка энергоэффективных зданий и на трех совместных межрегиональных мероприятиях со школами Нижнего Новгорода (август) и Беларуси (август и ноябрь).

В сентябре-ноябре региональные координаторы помогли организовать новые практические действия, кейсы по внедрению климатической программы ШПИРЭ в учебных и воспитательных учреждениях. Эти материалы помогли организовать концерты, фестивали для маленьких детей в возрасте 3-8 лет с целью ознакомления детей с возможностями энергосбережения, ресурсосбережения и сокращении своего экологического следа.

Всего получили знания более 70 детей в 5 сельских детских садах Московского, Брянского, Ярославского регионов. Большая методическая и консультативная помощь по теме «Климат глобальный и локальный» была оказана в рамках Дня энергосбережения более чем в 40 учебных заведениях (не менее 350 участников). Информация о Дне энергосбережения была опубликована на школьных сайтах, на сайте ШПИРЭ, сделаны посты в сети ВКонтакте. Опубликовано более 15 фрагментов информации.
В течение всего года региональные координаторы предлагали учебным и воспитательным заведениям (по электронной почте) информацию для участия в экологических праздниках. Для проведения работы успешно более 30 учителей прошли 2-дневный тренинг (онлайн) для организации и проведения Климатического Часа-ШПИРЭ во время школьных и поселенческих экологических праздников. Такие Климатические Часы могут включать в себя тематические игры, квесты на свежем воздухе, мастер-классы, экскурсии, акции, фестивали, конкурсы рисунков и фотографий, концерты для родителей, письма полярникам, метеорологам, изготовление и распространение листовок, очистку экосистем.
Более 25 школ поддержали это начинание. Материалы климатической программы ШПИРЭ звучали: 14 марта – в День рек; 20 марта – в День Земли; 23 марта – в День метеорологии; 15 апреля – в День экологических знаний; 26 апреля – в День Чернобыля; 3 мая – в День Солнца; 12 мая – в День экологического просвещения; 15 мая – в День климата; 21 мая – в День полярника; 15 июня – в День ветра; 10 августа – в День биодизеля (празднование экологически чистого топлива); 21 сентября – в «День нулевых выбросов»; 27 октября – в День безбумажной печати; 15 ноября – в День вторичной переработки (recycling). Более 400 человек приняли участие в практических действиях за сохранение климата.

Самыми активными организаторами и докладчиками на семинарах и конференциях были школьники, которые в 2010-2022 годах выполнили проекты по солнечной энергии, ветру, биодизелю и рекам.
Из новых работ внимание всех привлекли такие интересные проекты, как использование остаточного тепла русской печи для приготовления пищи; использование велосипедов, ходьбы, самокатов вместо машин – методы снижения выбросов и сохранение климата. А под руководством учителя начальных классов Крат А.В. школьники 2 «Б» класса Подольской школы № 25 (Московская область) написали 30 писем полярникам Антарктических Станций в сентябре. Они писали, что с первого класса участвуют в программе ШПИРЭ и стараются сохранять энергию, ресурсы и беречь климат. В декабре эти школьники получили видеоответ от ведущего гидролога станции «Прогресс» Саввы Павского (он приехал для работы на Станцию из Санкт Петербурга). Предлагаем и вам услышать этот рассказ и пожелания.