Решения для сбережения энергии и ресурсов представили участники Петербургского регионального конкурса школьных проектов «Энергия, ресурсы и среда обитания»
21 декабря в Санкт-Петербурге прошла конференция — очный этап регионального конкурса школьных проектов «Энергия, ресурсы и среда обитания». Были представлены и защищены проекты, предварительно отобранные жюри.
В первой номинации конкурса были представлены три проекта – исследования. Главное условие номинации – обязательное наличие расчётов, насколько предложенное решение позволяет снизить выбросы парниковых газов. Советы по расчётам доступны в методически пособиях ШПИРЭ.

Проект «Сколько энергии могут выработать велосипедисты спортивного интерната на тренировках» представили Галкина Кристина, Казанкова Дарья, ГБОУ школа-интернат Курортного района Санкт-Петербурга «Олимпийский резерв». Авторы рассчитали, что за месяц работы на велосипеде Watt bike по часу в день вырабатывается столько электроэнергии, что можно зарядить 11.356 внешних аккумуляторов мощностью 5200 мАч, тем самым сократив выбросы СО2, так как не потребуется подключение к электросети.

Проект «Оценка семейного углеродного следа с использованием “UN carbon footprint calculator”» представила Быкова Екатерина, Эколого-биологический центр «Крестовский остров». На основе калькулятора ООН было опрошено 223 человека и оценен их углеродный след. Наибольший вклад в углеродный след респондентов вносит питание (51.5%); 20,8% среднего углеродного следа оставляет энергопотребление, использование транспорта вносит 15,4 % углеродного следа и полеты на самолётах — 12,3 %. Исследование служило и способом экологического просвещения участников на тему компонентов углеродного следа и как его можно снизить.

Тепловизионное исследование домов Петродворца с буквенным обозначением класса энергоэффективности было представлено Кособоковым Ярославом и Сухаревой Софьей, учащимися ГБОУ лицея № 389 «ЦЭО» и ГБОУ СОШ № 412 им. М.А. Аветисяна. С помощью тепловизора авторы исследовали дома с классами энергоэффективности от A до G, выявили «мостики холода», провели наблюдение, что порой дома с низким классом эффективности оказываются утеплены жильцами и лучше удерживают тепло, чем дома на класс энергоэффективнее. Но в целом более новые дома с более высоким классом энергоэффективности лучше удерживают тепло и позволяют экономить выбросы парниковых газов. Авторы написали статью о своём исследовании и способах сбережения тепла и энергии в домах в муниципальную газету.
В номинации 2 «Информирование общества/Пропаганда энерго- и ресурсоэффективности» были представлены работы в трех направлениях – видеоролики, презентации и плакаты/рисунки.

Среди плакатов/рисунков отдельное внимание заслуживает «Полезный кроссворд» – все вопросы и ответы в нём на тему сбережения энергии и ресурсов, авторы — Махортова Александра, Белозерова Анастасия, Вагушов Артем, учащиеся Общественного объединения «Колибри в КАДРе» и ГБОУ СОШ 535.

Андриец Мирослава, Шефер Илья, Типаев Иван, ученики ГБОУ лицея 395 Красносельского района Санкт-Петербурга продемонстировали собственное изобретение — новогоднюю открытку с самодельной независимой подсветкой на светодиодах – альтернатива обычным открыткам. На мастер-классе «Светодиодная открытка своими руками», организованном учащимися и педагогами Пальчиковой Еленой Анатольевной, Колпаковой Юлией Анатольевной.

Все участники конференции смастерили собственные открытки и узнали, что таким же путем может быть сделана самодельная гирлянда на светодиодах.
На очном этапе защиты работ конкурса были представлены три плаката. Плакат «Энергия ветра и солнца» (Тихонова Диана, ГБУ ДО ДДТ Петроградского района Санкт-Петербурга) адресован фермерам и пропагандирует использование альтернативной энергетики на фермах.

Плакат «Энергоэффективность» (Тихомирова Александра, ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга) рассказывает о простых способах эффективного использования энергии в квартирах.

Плакат «Ниже потребление - меньше загрязнение» (Семенова Каролина, ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга) раскрывает аспекты ресурсосбережения.
Презентацию «Новый способ решения известной проблемы (натуральные и синтетические утеплители одежды и их утилизация)» представил Иванов Руслан, ГБОУ лицей № 389 «ЦЭО» и ГБОУ СОШ № 412 им. М.А. Аветисяна. Автор рассказал о синтетических тканях как источнике микропластика и необходимости переработки одежды. Одежда из синтетики лучше удерживает тепло, чем из натуральных тканей, поэтому, по мнению автора, отказаться от таких тканей, несмотря на источник микропластика – сложно.
В презентации «Достоинства и недостатки различных видов энергии» автор, Скобелев Денис, ученик ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга, сравнил тепловую, атомную, гидро-, ветровую и солнечную энергетику. По мнению автора, тепловая энергитика обладает большим количеством эксплуатационных минусов и непосредственно влияет на изменение климата.

Приглашаем посмотреть три видеоролика, созданные для пропагандирования энерго- и ресурсосбережения. Видео «Мне братишка книжку дал», автор Журавлев Дмитрий Сергеевич, ДЮЦ «Петергоф». Видео «Эстафета», авторы Востряков Тарас, Асланян Гаяне, Бородай Анна, Казонурдов Антон, Кувшинова Алиса, Некрасова Маргарита, Пузырев Андрей, Шиляев Андрей, ДЮЦ «Петергоф». Видео «Биотопливо», автор Лебедев Анатолий, ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга.

В номинации «Педагогическая работа» были представлены разработки воспитателей детского сада и педагогов начальной школы. О важности раздельного сбора отходов рассказывает «Квест-игра “На помощь Экотопу!”», авторы Городнова Мария Сергеевна, Попова Татьяна Алексеевна, ГБДОУЦРР детский сад № 48 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Занятие «Живая вода» представили Янченко Татьяна Юрьевна, Грибакина Татьяна Петровна, воспитатели ГБДОУЦРР детский сад № 48 Красносельского района Санкт-Петербурга. Собственноручно изготовленное пособие рассказывает о гидроэнергетике Ленинградской области, как она влияет на всё живое и почему важно энергию беречь.
Методическая разработка занятия «Антропогенное воздействие на климат» представлена Птюшкиной Галиной Николаевной, педагогом дополнительного образования, ГБУ ДО ДЮЦ «Петергоф», Королевой Натальей Эдуардовной, учителем ГБОУ школа № 430. Занятие направлено на углубление понимания темы влияния хозяйственной деятельности на изменение климата и раскрывает, какие простые действия на личном уровне могут это влияние уменьшить.

С результатами конкурса можно ознакомиться по ссылке.