День энергосбережения – 2021 в Москве и Московской области: подведение итогов и разработка новых планов действий в сферах сбережения климата, ресурсов и энергии
В Московском регионе более 50 школ, детских садов, учебно-воспитательных центров приняли участие в Дне энергосбережения. Мероприятия проводились в системах «онлайн» и «офлайн». Более 1500 школьников и около 300 педагогов получили новые знания о возможностях участвовать в процессах сохранения климата, энергоэффективности и жизни без отходов.
Алгоритм организации и проведения Дня энергосбережения в Московском регионе в 2021 году.

1. Подготовительный этап.

В октябре 2021 региональные координаторы и методисты ШПИРЭ разработали и разослали в 150 учебных и воспитательных учреждений Московского региона предложения и рекомендации для эффективного проведения Дня Энергосбережения. Эти рекомендации предлагали администрации и преподавателям школ помощь в организации практических акций, реальных шагов по внедрению энергосберегающих и энергоэффективных технологий в учебные и воспитательные заведения. Для продвижения стратегий раздельного сбора и переработки отходов были созданы презентации по темам: «Жизнь без отходов», «Экологические привычки», «Создание Климатических планов»; проведен обучающий вебинар для преподавателей школ и представителей районных управлений образования. На вебинаре была дана информация про новые книги, методические пособия и выставке "Ноль отходов из пластика", составленных командой Российского ШПИРЭ в 2021 году.

Презентации и информация о новых пособиях ШПИРЭ была распространена среди новых школ региона для привлечения их в ряды программы ШПИРЭ.

В сентябре-октябре региональные координаторы разработали, адаптировали и разослали рекомендации по вопросам климата и энергетики; раздельном мусоре для детей-инвалидов, для гендерных групп, для школьников Вальдорфских школ.

Для детских садов были разработаны сценарии занятий, деловых игр, концертов и фестивалей для ознакомления детей с возможностями энергосбережения и ресурсосбережения. Большой интерес вызвали сценарии мероприятий по теме «Ноль отходов – сто подходов».

2. Этап реализации.

- Школьники 22 (двадцати двух) московских школ и воспитательных центров провели конкурсы плакатов и рисунков по темам минимизации мусора. Из лучших рисунков были созданы листовки о раздельном мусоре в собственном городе. Школьники предоставили эти листовки в муниципалитеты районов и создали школьные стенды.

- В 17 московских школах прошли круглые столы для старшеклассников и родителей для привлечения дополнительных заинтересованных сторон к содействию сокращению, сортировке и переработке отходов в микрорайонах расположения школы.

- Были проведены шесть (6) обучающих семинаров для учителей Московской области по темам: «Местные мероприятия по смягчению последствий», «Работа над составлением Климатического плана школы».

- Более 400 школьников и преподавателей 15 школ региона приняли участие в распространении информации о выставке "Ноль отходов и пластика".

- Одиннадцать (11) школ Москвы организовали выставки в "Ноль отходов и пластика" в собственной школе и создали активные группы учащихся для проведении экскурсий для разных возрастов.

- Восемь (8) школ сделали своим приоритетом в проведении Дня энергосбережения: работу над школьным Климатическим планом. Школьники и преподаватели показали жителям своих микрорайонов, что наличие собственного, реально действующего, климатического плана - это современно и обязательно.

- Шесть (6) школ, более 200 школьников и учителей взяли за основу Дня энергосбережения: вопросы климата и энергетики. Школьники сами составляли презентации, внимательно изучали выставку «Энергоэффективное здание», выступали перед одноклассниками и родителями. Было проведено три (3) Круглых стола и два (2) школьных мини-фестиваля.

- Более 300 семей провели «Семейный День малых дел»: утеплили квартиры и дома, протерли пыль на осветительных приборах, собрали и сдали в специальные пункты макулатуру, пластик, электробатарейки.

- Во многих школах, воспитательных Центрах Москвы и области в День энергосбережения были проведены самые разнообразные мероприятия. Вот несколько интересных примеров..
Московский Эколого-просветительский Центр "Воробьёвы горы" – активный участник Программы ШПИРЭ с 2010 года. В 2021 году на базе Центра был организовал Месячник энергосбережения на всех своих демонстрационных и обучающих площадках. Под руководством Екатерины Вячеславовны Колесовой, начальника Эколого-просветительского Центра (ЦЭО) "Воробьёвы горы", были проведены:

- два вебинара (для школ Московского региона и Центрального федерального округа) с обсуждением Школьных Климатических планов Московского региона и лучших планов других российских регионов, составленных в 2019-2021 годы в Программе ШПИРЭ.

- Организованы регулярные индивидуальные консультации для школ, которые продолжают свою многолетнюю работу по климатическими планами.

- Проведены три обучающие семинара для новых школ, приступивших к работе над Климатическим планом.

Старший методист ЦЭО и куратор лицейских классов естественно-научного направления Эгнаташвили Тинатин Давидовна и педагог дополнительного образования, учитель экологии и биологии Колосков Александр Викторович являются руководителями школьных проектов конкурса «Энергия и среда обитания» программы ШПИРЭ с 2012 года. Именно они помогли организовать экспозицию и распространять информацию о выставке "Ноль отходов и пластика",
Ежедневно в ЦЭО не менее 30 школьников знакомились с Экспозициями по энергоэффективности, климату и мусору. Всего в экскурсиях и практических занятиях приняло участие более 600 школьников и учителей Москвы, Калуги, Владимира, Ярославля.

Декаду энерго- и ресурсосбережения в ШО №1 ГБОУ «Школа №2129 г. Москвы» 18 – 26. 11.2021 г. организовала и провела группа учителей и школьников под руководством к.с-х наук Повзиковой Л.Н. В Декаде Энерго- и ресурсосбережения активно участвовала вся школа:

- Ученики 8-10 классов самостоятельно подготовили экоуроки и мастер-классы, используя литературу и методические рекомендации Программы ШПИРЭ. Особое внимание старшие классы уделили темам: «Климат», «Мусор», «Вода, как ресурс». Занятия были проведены «он-лайн».

- Старшеклассники подготовили и провели в «он-лайн» внеурочные занятия для 3-4 классов на тему: «Почему необходимо сортировать ТБО»; а для 2-х классов - на тему «Многообразный пластик и его использование». Для этих занятий были собрали наглядные наборы: «Виды упаковки для продуктов питания» и «Пластик опасный для здоровья».

- Ученики 6-х классов организовали «энергопатруль». Они провели энергоаудит школы и материалы оформили в виде плаката.

- Ученики 5-х классов участвовали в интер-активном уроке на тему «Девять «жизней» бумаги». На основе этого урока школьники подготовили наглядные пособия, в которых представили различные сорта бумаги и информацию по использованию.

Во всех мероприятиях Декады Энергосбережения приняли участие 5 администраторов, 20 учителей, 514 учеников 8-16 лет. В школе в ноябре 2021 действовал режим ограниченного передвижения. Поэтому большинство мероприятий проведено на платформах Zoom или МЭШ.

День энергосбережения стал ярким, интересным, необычным праздником для учащихся 1 «Б» класса МОУ СОШ № 25 города Подольск, Московской области. Эти младшие школьники только начали знакомиться с тематической экологической активностью своей школы. Но их учительница Крат А.В. является активным участником программы ШПИРЭ. Поэтому Анна Владимировна подробно рассказала младшим школьникам про Программу ШПИРЭ и День энергосбережения, показала несколько видео, которые были созданы московскими школьниками для конкурса проектов «Энергия и среда обитания» и предложила провести в классе много интересных и нужных дел. Дети поддержали. И День энергосбережения растянулся на целую неделю. Было сделано очень много:

- Школьники принесли из дома пластиковый и бумажный мусор. Из этого бросового материала (пластиковых бутылок, вторичного картона и бумаги, коробок из-под соков) дети сделали 15 кормушек для птиц и красивые поделки-сувениры. Кормушки были вывешены в шаговой доступности от школы и первоклассники регулярно кормят птиц и наблюдают за ними! Поделки будут использованы для уроков изобразительного искусства.

- Чтобы экономить бумажные ресурсы школьники собрали в своем классе собственную библиотеку. Каждый принес из дома книги, которые уже прочитаны. Теперь их смогут прочитать и другие ребята! В классной библиотеке уже более 100 интересных книг!

- В течение Недели Энергосбережения ученики этого класса провели все уроки окружающего мира и уроки чтения на школьном дворе, выключая свет в классе на это время и сберегая электроэнергию.

- На классном часе ребята обсудили, почему важно беречь школьные принадлежности, складывать аккуратно школьную форму, чтобы не тратить энергию на утюг, и использовать полотняные мешочки для сменной обуви вместо пластиковых пакетов. Крат А.В. рассказала ученикам, куда можно отдавать ненужные игрушки, старую одежду, отработанные батарейки в микрорайоне школы.

- Первоклассники после Дня энергосбережения решили продолжать свои энерго и ресурсосберегательные дела: собирать пластиковые крышечки и макулатуру, собрать в классе собственную игротеку, чтобы не пользоваться гаджетами на переменах.
Частное общеобразовательное учреждение «Православный центр образования во имя Св. Царственных мучеников» расположено в небольшом селе Барково Московской области. Администрация Центра, учителя и школьники активно участвуют в программе ШПИРЭ с 2011 года. Весь учебный и воспитательный план каждый год составляют с учетом экологических направлений в области сохранения ресурсов, энергии, климата. В Центре почти не используется пластик. Даже все здание внутри отделано натуральной древесиной, все школьники используют многоразовые пакеты и сумки, в школьной столовой и для летнего лагеря используют многоразовую посуду и готовят натуральную пищу без покупного пакетированного фастфуда.

День энергосбережения в этом году прошел в Центре 11-12 ноября. Даже гости были приглашены: представители местной администрации. Организаторами выступил директор Центра образования Поперечный С.В. и преподаватель биологии Повзикова Л.Н.

В первый День энергосбережения, 11 ноября, в каждом классе прошли уроки, посвященные экономии воды и энергии, мастер-классы по правильной сортировке твердых бытовых отходов, просмотр тематических видео, организованы конкурсы рисунков, плакатов, энергоэффективных поделок; выставку наглядной агитации разместили на лестничных переходах. Был проведен школьный энергоаудит и собрана информация для составления Климатического плана.

12 ноября, во второй День Энергосбережения, старшие классы организовали мероприятия для младшей школы:

- Восьмиклассники подготовили внеурочное занятие для 3-4 классов на тему «Почему необходимо сортировать бытовой мусор? Как это делать правильно? Как снизить количество мусора в семье?».

- Семиклассники провели мастер-класс для 1-2 классов на тему «Многообразный пластик и его использование». Для этого занятия школьники собрали наглядные наборы «Виды упаковки для продуктов питания» и «Пластик опасный для здоровья».

- Ученики 6-го класса для первоклассников провели урок «Как беречь воду».

- Ученики 5-го класса стали участниками мастер-класса на тему «Девять «жизней» бумаги», где изготовили наглядные пособия о свойствах и использовании разных сортов и видов бумаги.

Во всех мероприятиях приняли участие 3 администратора, 3 работника пищеблока, 10 учителей 140 учеников 1-8-х классов.

3. Этап подведения итогов

Локальные отчеты и фотографии показали, что День энергосбережения – 2021 был успешным, несмотря на то, что почти весь ноябрь школьники учились удаленно или проводили воспитательные мероприятия он-лайн. Более 1500 школьников и около 300 педагогов получили новые знания о реальных возможностях участвовать в процессах сохранения климата, энергоэффективности и жизни без отходов.
Авторы: Жирина Л.С., Крат А.В., Повзикова Л.Н.