Итоги регионального конкурса «Энергия, ресурсы и среда обитания» 2024/2025 для Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Лучшие проекты регионального конкурса отобраны на всероссийский этап
5 декабря на итоговую конференцию в Эколого-биологическом центре «Крестовский остров» собрались участники конференции от мала до велика – школьники от 9 до 17 лет и педагоги школ, центров дополнительного образования и детских садов. Конкурс проводился под патронажем ДЮЦ «Петергоф».

В номинации исследовательских и практических проектов по теме энерго- и ресурсоэффективности лучшими стали проекты старшеклассников гимназии 397, посвященные снижению потребления в быту и производстве одноразовых предметов. Как уменьшить использование одноразовых пластиковых коктейльных трубочек – в поисках ответа на этот вопрос искал Иван Окунев в проекте «Экологический способ использования коктейльных трубочек в кафе и барах Санкт-Петербурга». Он провел исследования последствий одноразовых пластиковых трубочек для природы и климата, проанализировал возможности замены их на многоразовые металлические, сделал обзор опыта кафе и баров Санкт-Петербурга, и даже взял интервью у владельцев об опыте замены. Интересно, что посетители баров спокойно соглашаются на альтернативы.

Энергетический эффект в пользу многоразовых даже с учетом энергозатрат на мытье и обеззараживание многоразовых трубочек. А металлический привкус, по мнению кулинаров и гурманов. Сокращение выбросов от отказа одного бара от пластиковых трубочек – 439 кг СО2 в год, в масштабах СПб более 100 тыс кг СО2 в год. Остается надеяться. Что кто-то из посетителей выберет полный отказ от трубочек.

Среди лучших информационных проектов школьников были видеоролики, комиксы, презентации, буклеты и плакаты, рассказывающие зачем и как можно снизить потребление энергии и ресурсов простыми личными решениями, усилиями семьи или школы.

В видеоролике «Энергосбережение» учениц лицея 533 Маргариты Задорожной и Татьяны Тимофеевой есть не только всем известные советы (выключить, не использовать лишнюю энергию) , но и менее тривиальные, но тоже не очень сложные способы снижения потребления. Например, замена обоев на более светлые снижает потребность в освещении, а очистка чайника от накипи повышает его эффективноть, он закипает быстрее. Видео «День за мир без отходов» (команда школы 433 Пушкинского района) показывает настоящий мастеркласс по сортировке бытовых отходов. Видеоролик «ЭкоЭнергия. Умное сбережение» (лицей 533) адресован молодежи и дает советы по снижению потребления электроэнергии – через замену лампочек на светодиодные, сокращение пользования автотранспортом, отказ от одноразовых изделий, переработка отходов, выбор приборов с высоким классом энергоэффективности.

Плакат «Нет бахилам» Софьи Трапезниковой из ДДТ Петроградского района. очень справедливо показывает проблему накопления огромного объема пластика, как правило идущего на свалку и загрязняющего природу. Сжигание этих отходов тоже плохой путь. А самая лучшая альтернатива – это сменная обувь.

Плакат «Две стороны» Беллы Сухановой из школы-интерната «Олимпийский резерв» Курортного района показывает две стороны: движение на автотранспорте и последствия загрязнений – и велодвижение, как путь сохранения природы. Победителями также стали плакаты с советами по снижению личного углеродного следа, с советами выключать свет, не держать долго приборы на зарядке, не «выпускать понапрасну тепло из дома».

Абсолютным победителем в номинации инфоматериалов стал комикс «Экологическое потребление – это проще пареной репы» Тараса Вострякова (школа 430 Петродворцового района) остроумно показывает как научиться выбирать товары для семьи чтоб не навредить природе – выбирать товары местных производителей, без ненужной упаковки, или в перерабатываемой упаковке, по возможности находить развесной товар без ненужных рекламных и токсичных наклеек и фантиков.

Команда воспитанников ДЮЦ «Петергоф» сделала игру «Сортировка мусора». Пока люди еще не готовы совсем отказаться от многих вещей, надо думать о повторном использовании, раздельном сборе и экологичной утилизации. Игра показывает и компостирование органических отходов, и снижение транспортного следа, и предлагает оригинальную конструкцию машинки «пылесоса» - сборщика мусора.

Проект «Новогодний уголок» в наглядной оригинальной форме новогоднего календаря, сделанного из использованных втулок от туалетной бумаги, показывает целый набор полезных привычек в простых домашних ситуациях – вечеринка, глажка, покупки – как это сделать с минимальными затратами энергии и ресурсов. В буклете «Как беречь ресурсы» самого младшего участника конкурса 9-летнего Аркадия Дурова (ДДТ Петроградского района) показаны не только простые советы, но и QR коды со ссылками на информацию о подробных советах о деталях практической реализации того или иного решения. Буклет Энергосбережение: дело каждому – польза всем» Ксении Юдиной, шк.87, дает очень полные и подробные рекомендации для экономии энергии в быту.

В педагогической номинации, как всегда, среди лучших было много очень разных проектов педагогов школ, дополнительного образования и детских садов: методические материалы Г. Н. Птюшкиной, ДЮЦ «Петергоф», для знакомства с понятиями «энергосбережение» и «энергоэффективность», которые многие путают – хотя это разные понятия, предполагающие разные действия, ЭкоЛото Л. В. Калугиной, д/с48, игра «Перерабатывающий завод» Т. Ю. Янченко, д/с 48, с фокусом на раздельный сбор и переработку, занятие «Спасти планету или себя» О. В. Головановой, лицей 389., затрагивающее глубокие вопросы достижения целей устойчивого развития, и даже такие концептуальные вопросы, как, например, «Допустим ли бытовой аскетизм?» или «Как сделать образование действенным?». Неожиданным и новым форматом в конкурсе стал конспект уроков по литературе по подготовки к сочинению в 11 классе «Человек науки – каким он должен быть?» Е. М. Мельничук, школа 551, затрагивающий тему научного подхода к вопросам изменения климата и климатических решений.

Больше проектов конкурса представлены по ссылке.

Предложения работ на всероссийский этап конкурса:
Номинация 1.
Экологический способ использования коктейльных трубочек в барах и ресторанах СПБ. Окунев Иван Алексеевич, ГБОУ гимназия № 397 им. Г.В. Старовойтовой Кировского района Санкт-Петербурга. Педагог: Голованова Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования ГБОУ лицея 389 "ЦЭО" Кировского района Санкт-Петербурга
Уменьшение расходов энергии и ресурсов при производстве упаковок для кондитерских изделий. Елизаров Иван Алексеевич, ГБОУ гимназия № 397 им. Г.В. Старовойтовой Кировского района Санкт-Петербурга. Педагог: Голованова Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования ГБОУ лицея 389 "ЦЭО" Кировского района Санкт-Петербурга

Номинация 2.
Комикс «Экологически дружественное потребление, это – проще пареной репы!», Востряков Тарас Германович, ГБУДО Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ», ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации Н.И. Филина. Педагоги: Птюшкина Галина Николаевна, педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»; Королева Наталья Эдуардовна, учитель ГБОУ СОШ № 430

Номинация 4.
Методические материалы для знакомства учащихся с понятиями «энергосбережение» и «энергоэффективность», Птюшкина Галина Николаевна, ДО ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
«Эколото», Калугина Лидия Валентиновна, Кирюшенкова Надежда Георгиевна, ГБДОУ Центр развития ребенка- детский сад 48 Красносельского района СПб