Дни действий энергосбережения 2023
в Центральном Федеральном округе России
320 детских садов, школ, колледжей, центров дополнительного образования, библиотек, сельских клубов ЦФО РФ приняли активное участие в теоретических занятиях, практических действиях и арт-акциях в Дни Энергосбережения – 2023.

Более 1 000 детей и школьников, более 50 учителей Брянской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Орловской, Смоленской и Ярославской областей участвовали в разработке и внедрении энергосберегающих и энергоэффективных технологий в образовательных учреждениях, своих жилых микрорайонов и в семьях.


Были проведены 3 конференции, 5 семинаров, 3 обучающие программы, 12 тематических лекций для учителей и школьников. Активные преподаватели ШПИРЭ организовали и провели деловые игры в 14 детских садах, 4 фестиваля для детей раннего возраста 3-8 лет с целью ознакомления детей с возможностями энергосбережения и ресурсосбережения, тематические концерты в 3 библиотеках, 6 сельских клубах и 6 городских детско-подростковых дворовых клубах.


В Брянском, Ярославском и Воронежском регионах созданы передвижная тематическая выставка детских рисунков и выставка «Энергоэффективное здание», которые смогли увидеть более 250 школьников и их родителей.

Практические действия были направлены на сбор разных видов вторсырья, снижение энергозатрат в школах, отказ от одноразовых продуктов

Мы организуем серию практических дел в дни Недели Энергосбережения в ноябре каждый год.


В этом году мы решили внимательно изучить способы уменьшения траты тепла и энергии в нашем клубе без ущерба для трудовой деятельности.


Более 15 школьников проанализировали, почему в здании с постоянной подачей тепла температура не поднимается до норматива (+16); как уменьшить потребление электроэнергии; каким образом можно использовать и перерабатывать бросовый материал.


Школьники выявили «слабые» места в здании клуба, и мы пригласили на наши ежедневные трудовые акции всех жителей села.


Мы утеплили более 20 батарей, 10 дверей, 20 окон разными видами утеплителя. Закрыли чердак и настелили утеплитель на потолок, установили тепловой занавес над входной дверью, предложили хранить горячий чай для персонала в термосах, использовать утепленную одежду (вязаные, валяные изделия) при нахождении в клубе. Мы начали делать обшивку стен помещений для занятий с детьми доской. Это безопасно, бюджетно и утепляет стены.


Мы добились повышения температуры в здании клуба на 3-4 градуса.

Ольга Агафонова, заведующая Всехсвятским сельским клубом Ярославской области
В сентябре и октябре более 500 школьников 7-16 лет под руководством руководителя Центра «Точка Роста» Яковенко К.Н. и профильных преподавателей разрабатывали и конструировали модели зданий, экологичные средства передвижения, ветряки и гидростанции будущего.

11 ноября учащиеся 1-11 классов, участники кружков: «Робототехника», «Графический дизайн», «Удивительное лего» организовали в актовом зале школы выставки своих современных поделок. Школьники представили энергосберегающие дома, энергоэффективных роботов, презентации компьютерных программ «Умный дом».

Вся следующая неделя ноября прошла в практических делах: проведен энергоаудит, температурный климат-контроль. С учетом этого переставлены столы в классах, развешены около каждого выключателя плакаты с просьбой выключать свет. Ежедневно проходил сбор макулатуры, пластика и отработанных батареек, которые переданы специальным службам района.

Прекрасный педагогический коллектив под руководством директора гимназии Якушенко В.И. поощряет деятельность школьников в Программе ШПИРЭ.
Яковенко К.Н., руководитель Центра «Точка Роста» Гимназии №1 Брянского района
В ноябре мы провели месячник Энергосбережения и ресурсосбережения для жителей двух деревень Первомайского района: деревни Коза и Данилово.

Школьники сделали информационные стенды для клуба и листовки для автобусных остановок. А каждую субботу мы проводили акции раздельного сбора вторсырья на большой поляне в деревне Данилово.

Было очень радостно познакомиться с новыми единомышленниками и помочь организовать важное дело. Жители всех возрастов откликнулись на призыв.

Каждую субботу вторсырья собирали гораздо больше, чем организаторы рассчитывали. Собрали стекло, алюминиевые и жестяные банки, макулатуру, тетрапаки, несколько видов пластика, электролом, одежду и обувь для раздачи нуждающимся.

Благодаря экологическому оператору Макраб, всё собранное вторсырьё отправляли к переработчикам.
Ольга Целикова, руководитель экологического кружка Дома культуры «Козская централизованная клубная система», Ярославской области
День Энергосбережения стал большим праздником для дошкольников, школьников и их родителей. Были проведены 12 обучающих мастер- классов, фестиваль, круглые столы, арт-акции, ярмарки. Участники познакомились с Программой ШПИРЭ и выставкой «Энергоэффективное здание», узнали о методах экономии тепла и электроэнергии в своем доме, написали письмо о необходимости поддержки мер сокращения количества отходов, раздельном сборе мусора и организации переработки его. Письмо было передано местным властям.
— Василиса Скиба, руководитель молодежной группы Кукобойского Дома культуры
Преподаватели технологии объяснили, какие изделия для дома можно создавать своими руками из ветоши и отходов шерсти
В День энергосбережения Экосоветники школы деревни Болотня Клетнянского района Брянской области организовали и провели ролевую игру «Экологические проблемы энергетики. Что день грядущий нам готовит?».

Более 70 учеников впервые узнали о Программе ШПИРЭ и Дне Энергосбережения, получили знания о возможностях энерго- и ресурсо-сбережения.


Много внимания уделили практикумам по раздельному мусору и возможностям сбережения воды.


Преподаватели биологии провели экскурсию в школьную теплицу и рассказали про возможности использование местных источников энергии (компоста) для обогрева парников и теплиц. Зимой в теплицах школьники выращивают комнатные растения и использование компоста сократит использование электрообогрева.


Экосоветники рассказали о разных видах энергии, которую используют жители этой деревни. Особое внимание уделили обсуждению плюсов и минусов дровяного отопления, которое используется в каждом доме.
Экосоветники рассказали о разных видах энергии, которую используют жители деревни Болотня.

Особое внимание уделили обсуждению плюсов и минусов дровяного отопления, которое используется в каждом доме.

В этом году мы уделили самое большое внимание возможности сокращения потребления электроэнергии в нашем клубе - Урицком сельском клубе в Ярославской области. В настоящее время клуб освещается люминесцентными лампами тип Т8 (36 ватт).

Мы провели энергоаудит, посмотрели несколько видеофильмов, созданных школьниками для конкурсов программы ШПИРЭ, организовали мозговой штурм, нарисовали плакат. Пенсионеры провели мастер-класс по изготовлению теплой обуви для дома.

Наши предложения мы сформулировали для местных руководителей и спонсоров. Мы предложили в течении следующих пяти лет заменить эти лампы на современные светодиодные блоки. Тем самым мы сократим потребление электроэнергии с 500 Вт/ч до 60 Вт/ч. Что в год дает примерно экономию электроэнергии в 1284,8 кВт/ч. Выработка 1киловатт часа связано с выбросом 800 г. углекислого газа. Таким образом, полученная экономия электроэнергии приведет к сокращению выбросов СО2 на 1028 кг.

В завершение нашей тематической программы участники познакомились с книгами программы ШПИРЭ и выпили чай из традиционного самовара, для обогрева которого использовались отходы древесины.
Ирина Скиба, руководитель «Сельскохозяйственных и лесных практик»
М.А. Шелкунова, преподаватель Гимназии №1 Брянского района сообщила о проведении 11 ноября, в День энергосбережения, внеклассного мероприятия на тему "Климатический план моей гимназии" для школьников 11 класса.

Эти учащиеся в предыдущие годы участвовали в конкурсе ШПИРЭ в номинациях «для школьников». Но 11.11.23 Марина Анатольевна познакомила ребят еще с одной интересной номинацией конкурса и показала ребятам Климатические планы школ ЦФО РФ за 2018-2022 гг. Старшеклассники внимательно изучили особенности каждого раздела Климплана, провели собственный энергоаудит здания и составили чертежи собственной реконструкции гимназии для будущего ремонта.

Школьники узнали, что цели школьного климатического плана: определить наиболее эффективные способы энергосбережения в гимназии, квартире, жилом доме; привлечь школьников, педагогов, работников гимназии и родителей к деятельности по сокращению потребления электрической энергии.

В ходе мозгового штурма учащиеся постарались выявить причины больших энергозатрат, недостаточного тепла в отдельных помещениях.

Старшеклассники проанализировали Климатические планы своей гимназии, составленные в 2008-2022 гг. и выявили положительную тенденцию в сокращении ресурсов и энергии.
Даже частичная замена ламп накаливания на энергоэффективные лампы дала экономию электроэнергии и бюджетных средств. Ежегодный ремонт и замена части оконных рам повысили комфортность теплового режима.

Значит, работа школы по Климплану, разработанному программой ШПИРЭ – это эффективное пошаговое решение проблемы сохранения ресурсов и энергии. Умение составлять Климатический план пригодится выпускникам гимназии в жизни!

Группа преподавателей начальных классов средней школы № 3 Тутаевского муниципального района Ярославской области в октябре создали методическую разработку практического занятия «Энергосбережение делаем вместе: ваш личный экослед».

Свою разработку преподаватели школы предоставили 15 школам и детским садам ЦФО РФ. 11 ноября более 250 школьников региона приняли участие в этом занятии. Учащиеся 7-11 лет письменно отвечали на 30 вопросов, сами ставили себе баллы, суммировали их и делали оценку своего собственного экологического следа.

Школьники поняли, зачем необходимо собирать макулатуру и крышечки для переработки, чаще пользоваться общественным транспортом, тушить за собой свет, выходя из помещения. Оказывается, даже букет цветов можно сделать из бросового материала.

В детских садах воспитатели объяснили детям 5-7 лет «что такое собственный экослед» и предложили воспитанникам построить из лего жилой дом, где каждый житель сможет сократить свой экослед до минимума.

Тришкин Борис Викторович, к.б.н., руководитель по воспитательной работе и молодежной политике Брянского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова сообщил, что на базе этого учебного заведения 11 ноября прошла тематическая научная конференция «Энергосбережение, энергоэффективность, будущее за тобой» для студентов четырех колледжей Брянска. После конференции активная группа студентов и волонтеры Брянского филиала РЭУ им. Плеханова в рамках «Недели Энергосбережения – 2023» организовали сбор отработанных батареек. Всего было собрано 3,5 кг опасных отходов.

В Дни Энергосбережения в школах города Трубчевск Брянской области прошли тематические занятия: презентации, лекции, экскурсии. Используя наблюдения на школьных
шпировских климатических площадках, учащиеся подсчитали основные технические характеристики региональных возможностей ветра и солнца, выявили перспективы развития ветроэнергии в России.

Как показали натуральные испытания и результаты моделирования, ветровые электростанции малой мощности (1,5-2,0 кВт) для автономного электроснабжения индивидуальных жилых домов в Трубчевском районе целесообразно применять там, где среднегодовая скорость ветра более 4 м/с. В этом случае срок окупаемости капитальных затрат на покупку деталей не будет превышать 3 лет. Более 100 школьников 10-16 лет приняли участие в этой деятельности.
Молодые учителя географии школ города Брянска были участниками обучающих семинаров по работе со школьными климатическими планами в октябре 2023, которые проводили региональные координаторы ШПИРЭ. Поэтому в Неделю Энергосбережения в 6 школах Брянска и Брянского района преподаватели предложили школьникам разработать собственные модели энергосберегающих домов.

Для работы использовались теоретические материалы ШПИРЭ, собственные знания и фантазии. Часто одну модель дома создавали группы из 2-8 человек. Суммарно участников было более 200. Всего создано (начерчено, сконструировано из разных материалов, описано в сочинениях) более 30 моделей. Комиссии из старшеклассников и учителей нашли реальное применение этой работе: модели можно, как демонстрационный материал, использовать на уроке географии во II четверти 9 класса («География России, тема: «ТЭК. Состав, значение».
Как мы видим, День энергосбережения прошел в школах ЦФО РФ разнообразно, интересно, плодотворно, с пользой для школьников и природы!