Проекты иркутян стали победителями и призерами всероссийского конкурса «Энергия и среда обитания»
Из пяти работ, победителей регионального этапа конкурса школьных проектов по энерго- и ресурсоэффективности, которые были представлены на федеральный уровень, одна работа стала победителем, три работы заняли призовые места, а еще одна получила специальный приз.
По итогам регионального этапа конкурса, который завершился в декабре 2023 года, пять лучших работ, занявших первое место в разных номинациях, были отправлены на всероссийский уровень.

В номинации для школьников «Информирование общества/пропаганда энергоэффективности» на всероссийском уровне победителем стала сборная из Иркутска. В команду вошли Ярослав Кошкарев, ученик средней общеобразовательной школы No 69, Анна Подосенникова и Елизавета Ишина, учащиеся средней общеобразовательной школы No38. Они занимаются в детском объединении «Design Studio»под руководством Ирины Кулебякиной. Команда разработала игру в жанре визуальной новеллы «Расщелина в другой мир».

Новелла повествует о катастрофических последствиях на планете, если человек не осознает свое влияние на окружающую среду и продолжит использовать углеводородные ресурсы.

Фантазийный и нелинейный сюжет игры позволяет каждому так или иначе принять участие в событиях, реализованных в игре и в конце игры, принять или не принять советы по энерго и ресурсосбережению. Для генерации иллюстраций (персонажей и фонов) авторы использовали две нейросети: «Кандинский 2.2» и «Midjourney», сборку игры произвели в программе «Tvine».
В номинации «Проекты по теме энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемой энергетике» третье место с проектом «Сила компостной кучи или биомайлер» занял обучающийся детского технопарка «Кванториум Сибирь» ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей (г. Усолье-Сибирское) Савелий Недоливко, руководители Анна Трошкова и Ольга Недоливко.

Савелий создал компостный обогреватель, который благодаря использованию тепловой энергии, выделяемой микроорганизмами, нагревает воду в ванне.

Полученными результатами автор показал, что правильно заложенный компост решает сразу несколько проблем: безопасно и полезно проходит утилизация растительных, пищевых и овощных отходов, без использования электричества нагревается вода для хозяйственных целей. Таким образом, компостный обогреватель способствует снижению выбросов углекислого газа в атмосферу.

В номинации «Климатический план школы» попробовала силы команда из Умыганской средней школы Тулунского района и сразу удачно! Жюри высоко оценило разработанный Климатический план школы, и эта работа заняла третье место. Директор школы Дружинина Ирина Александровна с созданным экосоветом провели экологический аудит и теперь знают, где можно обойтись малыми энергосберегающими методами для сохранения тепла в образовательном учреждении, чтобы уменьшить использование ресурсов планеты.
Еще две работы в номинации для педагогов порадовали своими методическими разработками. Елена Миронова, воспитатель в детском саду No 13 «Ласточка» р.п. Белореченский Усольского района, второй год участвует в конкурсе, и вновь результативно. Она представила на конкурс интерактивную игру «Экологические приключения котенка Чистика» и заняла третье место на всероссийском уровне.

Специальный диплом за разработку оригинального формата игры- путешествия как основы для будущего вовлечения школьников в деятельность по теме климата получила работа «Сохраняя природу, сохраняешь жизнь», представленная Светланой Варгановой, педагогом дополнительного образования Детского эколого-биологического центра г. Черемхово.
«Результаты конкурса порадовали, потому что долгое время проекты из Иркутской области никак не выходили на призовые места, но вот уже третий год подряд и детские, и взрослые работы достойно представляют на конкурсе Иркутскую область»

Людмила Кошкарева
координатор конкурса, методист ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»
Напомним, цель конкурса – не только просвещение в области изменения климата и снижения энергопотребления в школе и дома, но и развитие проектного мышления и исследовательских качеств, воспитание навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, получение практической пользы от проектов.