Больше 20 000 школьников Иркутской области провели День энергосбережения в 2023 году
В течение месяца в мероприятиях приняли участие 90 организаций региона. Представим опыт некоторых участников.

Международный день Энергосбережения в Иркутской области в 2023 году прошел чрезвычайно активно. Подключились и дошкольные образовательные учреждения, и общеобразовательные, и учреждения дополнительного образования.

Самые активные участники акции получили сертификаты, подтверждающие их практический вклад в сохранение энергии и ресурсов. Таких участников оказалось 700 человек!

В одном лишь Братском районе мероприятия провели 8 образовательных учреждений: детский сад "Лучик" из г. Вихоревка, а также Добчурская, Зябинская, Кардойская, Кузнецовская, Леоновская, Наратаевская и Тарминская школы.

Педагоги провели много интересных и познавательных мероприятий:
  • Беседу, на которой рассказали про электроэнергию дошкольникам, нарисовав с ними прекрасные рисунки
  • Разработали и раздали обучающимся памятки о сбережении электроэнергии
  • Организовали викторины и игры, направленные на обучение детей правилам энергосбережения
  • Провели классные часы на тему энергосбережения.
  • Разработали коллективный проект "Энергосберегайка глазами школьника" (МКОУ "Леоновская ООШ")
  • Конкурс рисунков «Берегите, электричество!» (МКОУ "Наратаевская СОШ")
  • Утеплили окна в кабинетах, подготовили экобоксы для вторсырья (МКОУ "Тарминская СОШ").

Международный день энергосбережения — это отличный повод привлечь к данной проблеме не только взрослых, но и подрастающее поколение!
Воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Радуга» г.Слюдянки Иркутской области Дёмина Алёна Викторовна рассказала, что происходило в Международный День Энергосбережения в детском саду.
В рамках акции на познавательном занятии дошкольники узнали, что электрическая лампочка появилась не сразу, ребята на интерактивной доске составили ленту времени «От лучины до лампочки», при помощи дидактической игры узнали, в каких электроприборах «живёт» лампочка, нарисовали рисунки к теме «Чем опасны электроприборы» и рассказали, чем они могут быть опасны для жизни, при помощи экспериментирования узнали, что такое статическое электричество.

Совместно с детьми мы изготовили дидактическую игру «Учимся экономить электроэнергию». Изготовили небольшие брошюры «Для чего беречь электроэнергию» и раздали прохожим на улицах города.

Очень насыщенной была эта неделя, но результат налицо - некоторые родители, после убедительных доводов детей, заменили в доме все лампы накаливания на энергосберегающие и решили поддержать стремление детей беречь все виды природных ресурсов нашей планеты!
В Зябинской школе (п. Зяба Братского района) для обучающихся 1-6 классов состоялась интересная и познавательная викторина, которая помогла им узнать больше о том, как сберегать энергию в повседневной жизни.

Вопросы викторины касались таких тем, как использование энергосберегающих лампочек, отключение электроприборов в режиме ожидания, регулировка температуры в помещении и другие способы снижения потребления энергии.

Дети поиграли в игру, которая помогла им лучше усвоить правила энергосбережения: они должны были привести примеры ситуаций, когда можно сэкономить энергию и предложить свои решения. Такие задания помогают развить креативное мышление и позволяют детям лучше понять, как их действия могут влиять на энергопотребление.

Кроме того, ребятам предложили написать пожелания Лампочке – символу энергосбережения. Обучающиеся смогли поделиться своими идеями о том, как вместе с Лампочкой можно использовать энергию более эффективно и заботиться о окружающей среде.
В некоторых школах Иркутской области (Невельская, Разгонская, Умыганская и другие), в которых еще сохранились деревянные окна, ученики организовали утепление окон.
В Невельской школе 10 ноября 2023 года в 7 классе прошло мероприятие по утеплению окон в классе. Для этого используются саморасширяющиеся герметизирующие ленты. Результат - повышение температуры воздуха в помещении на 1-2 градуса. Уплотнение окон производится не только по периметру, но и между рамами. .
Учитель начальных классов Невельской школы Бутковская Наталья Витальевна
Дети провели опрос на тему «Энергосбережение дома».

На один из вопросов «Что я могу сделать для экономии энергии у себя дома?» были получены следующие ответы:
  • выключать свет, выходя из комнаты;
  • заменить все лампы на энергосберегающие;
  • не включать без надобности электроприборы;
  • при покупке электроприборов обращать внимание на их класс энергоэффективности;
  • как можно чаще использовать естественное освещение.
Леоновская школа из д. Леонова (Братский район Иркутской области) представила в Международный день Энергосбережения проект с советами по разумному использованию электрических приборов в быту.
В Кардойской школе (Братский район) с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам использования энергии и мотивации ее сбережения, сформированности у каждого ученика личной заинтересованности в решении проблем энергосбережения и экологии прошла «Неделя энергосбережения».

В соответствии с планом недели для обучающихся школы были проведены мероприятия, ставшие уже традиционными: беседы по рациональному использованию энергоресурсов в школе и дома и по формированию культуры энергосбережения; информационные часы для 1-4 классов на тему «Энергосбережение и мы в ответе», для 5- 9 классов - на тему «Энергосбережение – первый шаг к экономии». Ребята принимали участие в конкурсе рисунков «Энергосберегай». Отгадывали ребусы и кроссворд по данной тематике и выполнили красочные газеты.

Для обучающихся 2-3 класса прошел классный час «С уважением к энергосбережению». Ребята узнали об электрическом токе и его роли в жизни человека, об энергии и энергоресурсах, о необходимости бережного к ним отношения. Затем обучающиеся пробовали найти самые простые решения, которые помогут сберечь электроэнергию.

Для учащихся 5-6 классов также была проведена тематическая беседа «История возникновения лампочки». Ребята узнали историю электрической лампочки, познакомились с лампочками накаливания и энергосберегающими. Разобрали плюсы и минусы каждой лампочки. Беседа прошла с использованием видеофрагментов, презентации. В ходе обсуждения учащиеся пришли к выводу, что необходимо экономить электроэнергию. В ходе рейда было проверено, насколько экономно используется электроэнергия и вода в школьных помещениях - везде ли выключен свет, везде ли закрыты краны и нет ли подтёков.

Для обучающихся 7, 8, 9 классов прошёл классный час: «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!» Цель классного часа: познакомить обучающихся с проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможными путями их решения. Мотивировать старшеклассников на энергосберегающий образ жизни. Сформировать у школьников понимание важности сбережения энергии.
Энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством, — все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство.
Сотрудники Кардойской школы (Братский район)
Поиск энергии и способов ее сбережения в «Кванториуме Сибирь»

На тематической неделе Дня энергосбережения в детском технопарке «Кванториум Сибирь» в г. Усолье-Сибирское (с/п ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей») была проведена работа с детьми нескольких квантумов. В рамках учебных занятий, в этот период были проведены беседы «Сохраним климат, сберегая энергию и ресурсы» о важности их сбережения и сокращения отходов, о том какими способами это можно сделать.

Был проведен опрос учащихся, в процессе которого было выявлено, что некоторые дети даже не задумывались о том, сколько энергии и природных ресурсов затрачивается ежедневно на создание разного рода товаров. После опроса было проведено обсуждение этого вопроса.

В блоге страницы «Квантодети в ВК» был запущен экологический ролик «Батарейки, сдавайтесь», где братья Семен и Савелий Недоливко призывают не выбрасывать отработанные батарейки, а сдавать их на переработку. Запущена акция по сбору отработанных батареек.

В преддверии Дня энергосбережения ребята совершили экодесант в образовательные учреждения города Усолье-Сибирское, где рассказали детям о важности правильной утилизации отработанных батареек и сделали вместе экологические плакаты.

Братья Недоливко Семен и Савелий рассказали кванторианцам, как можно полезно использовать возобновляемую энергию жизнедеятельности термофильных бактерий, соорудив биореактор из компоста на приусадебном участке.

С ребятами биоквантума поговорили о возобновляемых источниках энергии- создав батарейку, которая зажгла светодиод из фруктов.

Обучающиеся по программе «Английский клуб» и Школы раннего развития- нарисовали рисунки- листовки, посвятив их мероприятию, направленному на сбережение энергии и ресурсов. В холле технопарка была организована выставка творческих работ 44 неравнодушных детей, участников акции.

Подготовлено: Анна Трошкова, педагог-организатор с/п ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»

ЭКОВЕЧЕРИНКА ЗАВЕРШИЛА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В СИБИРСКОЙ ШКОЛЕ


11 ноября весь мир отмечает Международный день энергосбережения. Не осталась в стороне и наша школа. Целую неделю педагоги и учащиеся школы пробовали отыскать способы, которые могут помочь найти ключ к успешному решению экологической проблемы всей Земли.
За эту неделю во многих классах были проведены экологические уроки, на которых ребята учились в игровой форме принимать решения по экономии воды, энергии, ресурсов. Все эти практические советы можно и нужно ежедневно использовать в своей жизни, в жизни своей семьи. Например, в 5 классе тема урока была «Наш дом. Ничего лишнего». Ребята познакомились с тем, как обустройство дома и бытовые приборы влияют на благополучие планеты и всех ее обитателей. Во время игры выяснили, как разумный подход каждого жителя к использованию ресурсов в своих домах может снизить негативное влияние на окружающую среду.
В 6-7 классах прошла игра «Экослед товара» (автор Л.Г. Кошкарева). «Экологический след» – это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы. Каждый из нас неосознанно участвует в нарастающем круговороте производства и потребления всевозможных товаров и продуктов. Но мы очень редко задумываемся об истинной цене этих товаров. С помощью игры учащиеся исследовали «жизненный цикл» шоколадного яйца, рассмотрели этапы производства данного продукта, начиная с добычи природных ресурсов. Путем анализа всех этих этапов и стадий учащиеся пришли к пониманию того, сколько тратится полезных ископаемых, воды, энергии, используется сельскохозяйственных угодий, занято земли под всевозможную обслуживающую инфраструктуру для производства «Киндер-сюрприза». Такое исследование помогло понять все виды антропогенного воздействия, которые возникают при производстве, потреблении и утилизации данного товара. В результате игры учащиеся пришли к выводу, что шоколадное яйцо – это не необходимый продукт. И чтобы снизить нагрузку на экосистему планеты, можно вообще отказаться от его употребления.
На переменах активисты Российского детского движения молодежи проводили мастер-класс для учеников начальной школы. Ребята учились из ненужных вещей делать что-то полезное.
В четверг прошла интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Команда Знатоков за одну минуту должна была найти ответ на непростые вопросы по ресурсосбережению от ведущей Виктории Дмитриевны Геруцкой – учителя биологии и химии.
В пятницу по классам прошла эковечеринка. Надо было выполнить два условия:
· необходимо было накрыть столы для чаепития по принципу «Ноль отходов»;
· для приготовления блюд затрачено минимальное количество ресурсов и электроэнергии.
Жюри в составе активистов РДДМ не смогли выделить какой-то класс – все были молодцы! Вместо клеенок использовали скатерти, вместо бумажных салфеток – тканевые…. А какое многообразие блюд! Большинство из них было приготовлено из домашних продуктов. Родители первого класса представили даже борщ, приготовленный в казане на костре! Ребята правильно поняли основную идею проводимого мероприятия. После нашего чаепития действительно не осталось отходов!
В ходе вечеринки каждый класс еще и отвечал на вопросы викторины по энергосбережению. Были задачки на расчеты затрат, на выбор энергоэффективного решения, вспомнили пословицы и поговорки про бережливость.
Хочется верить, что за эту неделю у многих ребят появились новые полезные привычки, которые помогут уменьшить загрязнение окружающей среды и расходовать ресурсы нашей планеты более разумно!

В.Д. Геруцкая, учитель биологии и химии,

МБОУ «Буретская СОШ», Иркутская обл.

По мнению педагогов - участников Дня энергосбережения, такие мероприятия помогут не только повысить осведомленность детей о важности энергосбережения, но и вдохновят их принимать активное участие в сохранении ресурсов и экологической ответственности. Они станут настоящими помощниками в создании энергоэффективного общества.