Дни Энергосбережения в Дальневосточном федеральном округе в 2021 году

Формы проведения дней энергосбережения в школах Приморского и Хабаровского края в 2021 году были очень разными. И сроки проведения мероприятий, приуроченных в 11 ноября, тоже в каждой школе были свои.
Внеурочные занятия в МБОУ СОШ 6 г. Бикина (Хабаровский край)

11 ноября, в международный день энергосбережения учитель физики Молчанова Анна Юрьевна провела внеурочные занятия для учащихся 10-11 классов.

Ребята определили с помощью опросника свое отношение к энергосбережению, рассчитали свой экологический след. В практической части занятия ребята провели энергоаудит школы с помощью онлайн-калькуляторов, сделали листовки и плакаты, призывающие к энергосбережению, написали стихи и частушки.

В результате заполнения опросника на выявление отношения к энергосбережению результаты ребят получились весьма правдивые. Многие из них не задумывались о том, что приборы, включенные в сеть в ждущем режиме, потребляют электроэнергию; что за невыключенный свет в ванной мы расплачиваемся не только деньгами, но и парниковыми эффектами и выбросами СО2.

Однако, имелись и те, кто действительно следит за потреблением энергоресурсов. И, как правило, это образ жизни всей семьи. При расчетах экологического следа, ребята получили различные значения площади земли, необходимые для удовлетворения всех их потребностей (от 3 до 6 га земли).

Итоги энергоаудита школы показали высокие теплопотери через окна (в кабинетах окна всё еще деревянные, лишь в рекреациях пластиковые). Из-за большого числа техники, происходит большой перерасход электроэнергии за счет того, что многое оборудование не выключается и находится в режиме ожидания. Мероприятие провели только с двумя физико-математическими классами, но впоследствии прошлись с агитационными материалами по классам и рассказали об энергосбережении.

Неделя экопросвещения «Подходы к отходам» в МКОУ СОШ № 10 с. Новопокровка (Приморский край)

В МКОУ СОШ № 10 с. Новопокровка Экокоманда девчонок (Свистунова К., Левина О., Курченко П.) под руководством экосоветника учителя биологии Савицкой В. А. организовали викторины, игры и беседы в 5-10 классах на тему обращения с отходами. Важное внимание в беседах было уделено концепции «Ноль отходов».

В ходе игры «Попробуй, раздели» мы обсуждали: что попадает в мусор и какое самое правильное обращение с мусором должно быть у нас дома. Чаще всего в мусорное ведро попадают следующие вещи: консервные банки, пластиковые бутылки, исписанные тетради, газеты, стеклянные бутылки с одноразовой крышкой.

Ребята предложили свои варианты использования пластикового мусора:
  1. Так как живем мы в селе рядом с рекой Большая Уссурка, поэтому мальчишки сразу предложили вариант использования консервной баки для хранения червей для рыбалки.
  2. Пластиковые бутылки можно использовать повторно для воды и других напитков или даже для сыпучих материалов (крупы, зерна).
  3. В период весны пластиковые бутылки можно использовать для выращивания рассады на подоконнике.
Были предложены варианты сжигания пластмасс. Но ведущие объяснили, что при сжигании выделяются ядовитые газы в атмосферу. Так же с ребятами старших классов мы попытались найти пункт приема ПЭТ бутылок в Приморском крае, к сожалению такого нет.

Что делать с бумагой? Мы единогласно решили: в период холодов растапливать печь в доме, гараже, бане. Но все же, есть и другой вариант - сдать на переработку. Мы нашли пункт приема, это г. Уссурийск. Но оттуда никто бесплатно приезжать и забирать бумагу не будет. Изучив условия, стало понятно, что нам необходимо собрать не менее 55 кг (книг, картона, архив - только белая бумага), чтобы оформить заявку. После этого машина приедет за бумагой. Но путь от города до нашего села и обратно около 850 км, пока бумага доедет на переработку это уже будет экологически невыгодно.
Стеклянные бутылки с одноразовой крышкой. Что делать с этим типом отходов? Повторное использование придумали мы только, как декор в доме, но и это использование не близко каждому.
Как правильно обращаться с пищевыми отходами? В процессе обсуждения стало понятно, что почти все их разделяют на остатки для кормления животных и на компост. Это наиболее правильное разделение, при условии расположения компостной кучи в самом укромном месте двора.

Викторина «Эко маркет» помогла понять, как экологически правильно ходить в магазин:
  1. Во-первых, заранее планировать, что именно покупать.
  2. Во – вторых, с собой необходимо брать сумку под продукты (можно использовать повторно пластиковый пакет- майку).
  3. Еще ребята предложили вариант брать деньги только на продукты в списке, чтобы не купить лишнего.
  4. На вопрос: почему лучше покупать продукты местного производителя, все отвечали: что продукты свежие наверняка. Но после замечания о доставке, сразу сообразили, сколько выхлопных газом можно уменьшить, покупая молоко у местных бабушек на рынке.
  5. Отметили, что надо стараться покупать многоразовые вещи.
Все темы ребята активно обсуждали и предлагали варианты лучшего экопользования, но как бы мы не разделяли наши отходы все равно мусор в одном мешке на мусоровозе едет в Кировский район. Поэтому наша главная задача максимально минимизировать отходы.

Урок «Мусор и энергосбережение» в МБОУ «Сергеевская СОШ ПМО» (Приморский край)

В преддверии Международного Дня Энергоснабжения учитель географии Наталья Викторовна Кривых для учеников 5 «А» класса МБОУ «Сергеевская СОШ ПМО» провела необычный урок «Мусор и энергосбережение», на котором ребята узнали:
  1. Что такое мусор?
  2. Какие бывают виды мусора?
  3. Для чего необходимо сортировать мусор?
  4. Чтобы сохранить климат, сберечь энергию и ресурсы, необходимо всегда за собой убирать мусор.
Данный урок был подкреплен практическим занятием, где ребята вместе с преподавателем и родительским комитетом класса отправились на водоем, чтобы собрать мусор после отдыхающих и научиться его сортировать по видам мусора: бытовой мусор, пластик, стекло, картон и бумага, металл, батарейки.

Мероприятие было проведено на отдельно взятом участке реки Поперечка, возле населенного пункта с. Сергеевка. Пусть данное мероприятие не решает острой экологической проблемы в регионе, но мы немного улучшили свои окрестности.

Такие мероприятия воспитывают в детях причастность к решению важных экологических и экономических проблем страны, развивает в них культуру быта, бережливости и аккуратности.
Новость о проведённом мероприятии была опубликована в общественно-политической газете Пограничного муниципального округа Приморского края «Вестник Приграничья» за 18 ноября 2021 года.
Практический мастер-класс «Апсайклинг» в АНПОО «Дальневосточный непрерывный центр образования», Общеобразовательной школе-интернате для одаренных детей» (Владивосток)

Учитель биологии Кауфман Инна Николаевна провела очень необычное мероприятие в ноябре 2021 г. для учеников 10 «А» класса. В ходе мастер-класса учащиеся расписывали акриловыми красками свои футболки. В результате кропотливой творческой работы (для многих это был первый художественный опыт) на футболках появились уникальные авторские рисунки обитателей Японского моря.

Весомости проведенному мероприятию придало количество пресной воды, сэкономленное группой — 27000 литров! Дело в том, что для производства одной хлопчатобумажной футболки расходуется около 2700 литров. Эта цифра включает в себя все этапы цикла — от выращивания хлопка, его обработки, производства ткни, пошива и т.п.

Таким образом, ребята поняли, что экономить природные ресурсы можно, просто придав неповторимости своим вещам, а не приобретая при этом новые! В ходе мастер-класса ученики узнали о таких направлениях энерго- и ресурсосбережения:

  1. апсайклинг (от англ. upcycling) — повторном использовании вещей с приданием им новой функциональности;
  2. и ресайклинг (от англ. recycle) — полной переработки изделий в новые материалы.
Выставка рисунков и плакатов «Энергосбережение, как стиль жизни», Дворец детского творчества г. Владивостока

В зимнем саду Дворца детского творчества г. Владивостока к Дню Энергосбережения ежегодно оформляется выставка рисунков и плакатов победителей и участников открытого краевого конкурса «Энергия и среда обитания».

Тема выставки этого года – «Энергосбережение, как стиль жизни». Во Дворце бывает много детей и родителей, поэтому такие выставки способствуют погружению детей и родителей в тему энергосбережения и мотивации их к приобретению энергосберегающие привычек, проиллюстрированных на рисунках детей.

Подготовила Галина Чан, координатор проекта ШПИРЭ в ДФО.